Сегодня поговорим об обмане при бронировании квартиры или отеля в онлайне. Тема неприятная, но жизненная. Мошенничество на airbnb и букинге существует. Увы! И эта проблема касается каждого гостя, каждого владельца и каждой системы бронирования.
Airbnb Vs букинг
На прошлой неделе я опубликовала статью как пользоваться Airbnb, чтобы не было мучительно больно. 🙂 Когда скринила отзывы, заметила закономерность — если airbnb плохой, то букинг обязательно хороший. И наоборот.
До подобных битв титанов у меня и в мыслях не возникало сравнить отельный агрегатор с ресурсом по сдаче квартир.
Разница между букингом и airbnb
Airbnb | Букинг | |
Что арендуем | Квартиру, апартаменты, виллу, домик у озера, лодку, комнату.
Купон 31 доллар на первую бронь от нас |
Номер в отеле, комнату в хостеле, апартаменты в гостевом доме, виллу. |
Передача платежной информации арендодателю (номер карты, CVV) | Собственный шлюз, платежные реквизиты не передаются | После введения вами данных карты, букинг сразу передает эти сведения отелю, апарткомплексу и так далее |
Взнос за финальную уборку, туристический налог в апартаментах | Уборка включена, турналог по настроению хоста | Не включены |
Риск овербукинга | Нет. Вы бронируете конкретную квартиру, есть календарь учета. Овербукинг карается твердой валютой и потерей статуса суперхост. | Есть. Никаких штрафов и санкций к арендодателю не применяют. |
Защищенные протоколы от хакеров, фишеров и перекупщиков | Да | Да |
Техподдержка | Да | Да |
Формирование цены по IP (регион) | Возможно | Возможно |
Чем больше запросов с IP, тем выше цена | Да | Да |
Идентификация пользователя в системе | Да | Нет |
Скидки за длительный срок | Да | Нет |
Функция самостоятельного заезда | Да | Нет |
Острочка платежа, предоплата, гибкие условия отмены | Да | Да |
Штрафы за отмену бронирования | Да, как с гостя, так и с арендодателя. Если владелец регулярно отменяет бронь — штрафы. Если регулярность зашкаливает — блокируют аккаунт. | Да, но только с гостя |
Манипуляция поведением пользователя | Слабая | Агрессивная реклама, где нужно и где не нужно, всплывающие скидки, акции и спецпредложения, которых нет. |
Оплата комиссии | Система самостоятельно вычитает комиссию, а через сутки после вашего прибытия переводит деньги владельцу. | Сначала вы платите отелю, а затем отель переводит около 15 % от суммы букингу. |
Фишинг — письмо с сюрпризом
Начну самого изощренного способа мошенничества – фишинга или фишинговой атаки.
Рыбка — это вы. А наживка — все, что угодно: от суперскидок до изменения политики конфиденциальности.
Суть мошеннической схемы: на электронную почту приходит письмо с якобы официального сайта с просьбой совершить некое действие. Например, подтвердить логин или пароль, принять изменения правил, забронировать квартиру или отель всего за 1 доллар и так далее.Любая система бронирования периодически вносит изменения в правила. Это естественно. И все используют рассылку. Важно обращать внимание на адрес, с которого приходят письма и на URL сайта, куда просят перейти.
Официальная рассылка airbnb приходит со следующих адресов
Любое левое включение в домен должно насторожить и заставить зайти из браузера на официальный сайт.
Домен букинга — booking.com, английскими буквами и четким шрифтом.Чаще подобные письма идут в спам. Но есть огромное число людей, которые умудряются доставать шедевры хакерского искусства даже отсюда.
Запомните! Airbnb, booking, roomguru, hotellook никогда не требуют подтверждение платежных данных в рассылке или для идентификации вашей личности.
Мошенничество на Airbnb
Туристический налог
Начну с самого популярного и безобидного обмана. Иногда владелец «забывает» указать обязательные сборы.
Вы добросовестно читаете правила дома, условия хоста, принимаете их и оплачиваете бронь. А на входе в апарты узнаете о необходимости уплатить туристический налог.
К сожалению, по правилам эирбнб всего лишь рекомендуется указывать информацию о туристическом налоге или обязательном курортном сборе. Так, например, в Барселоне он составляет 2,25 евро в сутки с человека, которому исполнилось 17 лет. Но риэлтор молчит, как партизан на допросе.
Барселону оккупировали агенты. Владельцев очень мало. Без какой-то специальной лицензии им запрещено принимать у себя гостей.
Не говоря уже о том что в условиях бронирования не было ни слова о туристическом налоге.
Вымогательство залога за сохранность имущества
Эирбнб не Авито, не Из рук в руки и не отельный агрегатор. У ресурса есть собственная система платежей, регламент и правила блокировки залога.
Сайт запрещает взимать с гостей депозит или залог. Ничего, повторяю НИ-ЧЕ-ГО, за пределами сайта. Ни единого еврика на личный счет.
Если гость что-либо ломает, владелец выставляет претензию и прилагает доказательства (фото и экспертизу). Служба поддержки изучает всю предоставленную информацию, и если гость действительно накосячил, с него взыскивают сумму ущерба. Если гость сливается, то в ход идет страховка.
Составление договора и личные данные
Мошенничество на Airbnb 80-ого уровня. Чтобы придумать такую схему нужно родиться Сонькой, не меньше.
Суть: По приезде вас просят составить договор и предоставить личные данные. Аргументы могут быть самыми разными: от наличия рецепции до законодательных норм.Агент хочет договор? Прекрасно! Пусть хочет дальше.
Договор не оформляется на коленке в момент въезда в квартиру. Во-первых, оплату агент получит не от вас, а от сайта. То есть, плательщиком вы быть не можете. Во-вторых, в договор могут вписать непомерные штрафы, залог, депозит и пеню. В-третьих, личные данные предоставляем только в том случае, если это апартотель с рецепцией или нужно зарегистрироваться в полиции.
Платежи в обход системы
Классика жанра — вас просят внести аванс не через сайт, а переводом Western Union, Money Gram или на банковский счет на Майорке/Кипре.
Даже не раздумывайте, обращайтесь в техподдержку.
Я надеюсь не нужно рассказывать, что оплата в электронном письме в формате PDF файла не имеет ничего общего с сайтом.
Не лишним будет напомнить, если вам приходит инструкция от хоста в формате PDF, в которой расписан маршрут до апартаментов, адрес, а также сторонние ссылки – вы либо имеете дело с мошенником, либо с владельцем не понимающим функцию сайта, что равно одно и то же.
Адрес, инструкция как доехать, какие-то пожелания, путеводители, дополнительные ресурсы — всё должно отображаться только в вашем личном кабинете. Никаких PDF файлов.
Мошенники на букинге
Платформы вроде букинга — это рекламные площадки, несущие информационную функцию. Все то, что под запретом у эирбнб, букинга не касается.
И хотя большинство противников букинга считают, что платёжные данные передаются по открытым каналам, по факсу, чуть ли не по электронной почте, это не так. Транзакция всё-таки зашифрована. Беда агрегаторов — после передачи платежных данных, ими могут воспользоваться все, кому не лень.
Букинг, на самом деле не виноват. Его политика предельно прозрачна. В статье об airbnb я оставила ссылку на политику передачи данных третьим лицам.
Но ответьте честно. Вы читаете политику конфиденциальности перед бронированием? Нет? Вы не одиноки…
Как это происходит
Представим, что хотеллук — уголок покупателя в гипермаркете. Вы приходите и спрашиваете, в каком отделе и на какой полке лежит чайный сервиз. Работник уголка в красках объясняет, как и куда идти.
Система бронирования (букинг, островок, хотелс.ком и т.д) – полка в этом же гипермаркете, где лежит товар (отель). Полке все равно, что на ней — итальянский фарфор или китайский пластик.
Вы щупаете китайский пластик, ставите на место. Щупаете итальянский фарфор — бинго. Идете на кассу. И тут несется охрана, которая пытается впарить вам кражу китайского пластика.
Занавес!
Бронируя что-либо на букинге, вы передаете платёжные данные отелю со всеми кодами и секретными паролями. Отели бывают разные. Менеджеры в отелях тоже бывают разные. Один законопослушный, а другой с радостью сольет кредитку перекупщикам. Это те товарищи, которые за ваш счет отправят отдохнуть кого-нибудь другого.
Как избежать подобных последствий
Оформить бронирование без участия кредитной карты или напрямую на счёт отеля. В данной ситуации ни один менеджер не увидит данных кредитки.
Многие советуют договариваться с представителями отеля о бесплатной брони. Правда, в таком случае у вас не будет никаких гарантий, что бронь закреплена за вами.
Мошенничество может принимать любые формы, но в каждой системе бронирования, будь то airbnb или букинг, есть техподдержка. При малейшем подозрении — звоните, пишите, стучите. Молчание только усугубит ситуацию и развяжет мошеннику руки.
Появились вопросы? Задайте в комментариях. Добавляйте нас в закладки и следите за обновлениями. Всегда ваша, команда KnPAir.ru!
Оставляю в комментариях ссылку на политику отмены бронирования Airbnb в связи с коронавирусом http://bit.ly/2W4Ayy2
Здравствуйте! Свежая ситуация с эйрбинби. Бронировали жильё для трёх студенток в Милане с начала февраля по конец июня. За первый месяц (февраль) оплатили сразу при бронировании ещё в декабре. Заселились, прожили три недели и в связи с закрытием университета на неопределённое время (в связи со вспышкой коронавируса), отменили бронирование и спешно покинули Италию. Эйрбинби начали нас забрасывать электронными письмами о необходимости подготовить оплату за следующий месяц (март). Несколько раз звонили им на телефонную линию и писали в чат, что отмена с нашей сторны бронирования связана со сложившейся ситуацией, эпидемией, и так далее. Итогом является решение: оплатите за март, а потом попытайтесь обосновать возврат, возможно решат в вашу пользу. При этом квартира, которую мы освободили раньше за неделю до оплаченного срока проживания, через день была сдана другим клиентам.
Здравствуйте, Алекс. Сочувствую вашей ситуации. Это, конечно, неправильно. Напишите в техподдержку, что квартира уже сдана другим людям и с владельцем вы вопрос решили.
Ирина, добрый день. Мы переписывались и несколько раз общались по телефону (правда каждый раз с разными людьми). И про то, что хозяин квартиры уже сдал квартиру другим клиентам. Нам посоветовали решать с хозяином квартиры. Я думаю что основная цель не разобраться в ситуации, а любыми способами выбить деньги.
Я не знаю, что вам посоветовать и искренне желаю, чтобы деньги вам вернули. Честно говоря, такой реакции от техподержки эирбнб не ожидала.
Я вот тут подумала, а почему вы не хотите подключить хозяина. Попросите его написать техподдержке: мол, проживание вы не продлили, вопрос решен мирно и по обоюдному согласию, и он сдал квартиру другому человеку. Ну а если вы еще не оплатили, то единственное, что может быть — это штраф как за неотменяемую бронь. Вы на каких условиях бронировали?
Я не знаю как там в других странах, но на территории РФ при аренде жилья необходимо заключать договор найма жилого помещения. Подобные сайты являются посредниками и получают свои деньги за то, что «свели» арендатора и арендодателя т.е. сам факт брони не стоит расценивать фактом заключения договора.
Статья 671 ГК РФ. Договор найма жилого помещения
1. По договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Смотрим далее :
Статья 674. Форма договора найма жилого помещения
1. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
В ГК РФ указаны требования к данным договорам, а именно что в них должно быть указано. В том числе и данные лица удостоверяющие его личность. (обоих участников сделки)
Так, что требование владельца сдающего свое жилье на территории РФ заключить с ним договор полностью законно и соотвественно показать паспорт для внесения данных в договор.
В каждой стране есть правила и порядок заключения подобных договоров закрепленные на законодательном уровне и их необходимо соблюдать. И прежде чем «качать» права нужно посмотреть местное законодательство. А что бы указанная Вами Сонька не внесла в договор через мерно выгодные для нее условия надо внимательно читать, что подписываете. А еще лучше заранее уточнить будет договор или нет. И если будет, то согласовать его форму. Вы конечно можете со мной не согласиться, но я Вам на примере РФ дал ссылки на действующие нормы ГК. У агрегатора может быть написано в условиях все, что угодно, но если это нарушает закон того места куда Вы едете, то они автоматически считаются ничтожными.
Повторюсь факт брони не является фактом заключения договора т.к. агрегатор это всего навсего посредник пусть даже через него проходят деньги арендатора.
Я думаю, что если бы сайты бронирования нарушали законы страны пребывания, их просто напросто заблокировали. В системах онлайн бронирования есть публичный договор, который каждый участник принимает автоматом бронируя что-либо на сайте. Хлеб подобных ресурсов – комиссия и хлеб риелтором – тоже комиссия. Мне кажется неэтичным брать с арендатора двойную комиссию.
Спасибо за содержательную статью.
Столкнулись с такой ситуацией после бронирования через букинг. Она иллюстрирует «Платежи в обход системы» и возможно мошенничество с налогами. Были в Бергамо одну ночь, снимали апартаменты. При заселении сказали оплатить налог наличными, тогда это нас не смутило, сумма вроде небольшая.
Но через 3 месяца владелец апартаментов снимает с нас 10 евро, через еще месяц еще 10. Тут то мы и написали в поддержку, а они отвечают что это, мол, туристический налог. По моему некомпететность со стороны букинга. Как налог, с двух фактически человек, может составлять такую сумму? Это я и спросил у них в последнем письме, жду от них ответа.
Здравствуйте, Юрий. Спасибо за комментарий. Ситуация, конечно, неприятная. Могу только посочувствовать вам и порадоваться, что сумма небольшая. К сожалению, букинг никак не защищает клиента и открыто об этом пишет в своей политике конфиденциальности. Туристический налог — та еще бездонная бочка, цедить по мелочи можно до бесконечности. Обязательно отпишитесь, чем у вас дело закончится.
Спасибо